На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Праздники и обряды



Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического, декоративно-прикладного искусства. Они подразделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.

В обрядах мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов. Одним из важнейших событий жизни любого человека, его ближнего окружения, является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами.

Свадебные обряды в основном были одинаковы у этнических и территориальных групп мордвы, хотя имеется ряд специфических обрядовых компонентов. Вплоть до начала ХХ века наряду с оформлением брака по полному свадебному обряду имели место брак умыканием и так называемые свадьбы "самохотки" или "самокрутки", когда молодые люди тайно от родителей или с их молчаливого согласия заключали брак между собой. Родители молодых шли на такой шаг, чтобы избежать больших расходов, требующихся на свадьбу.

Разнообразными обрядами сопровождалось появление ребёнка и его первые недели жизни. Основной их смысл заключался в стремлении обеспечить безопасность новорожденного и роженицы, приобщить нового члена семьи к правилам соответствующего бытового уклада.

Обряды детского цикла совершались обычно близкими родственниками ребёнка: матерью, бабушкой, крёстными родителями, а в первые дни его появления на свет - повитухой. Самыми опасными для здоровья матери и ребёнка считались предродовые и первые послеродовые месяцы, поэтому этот период был насыщен множеством охранительных обрядов, а также ограничений и запретов для роженицы.

Большая роль в борьбе с нечистой силой отводилась огню, воде, железным предметам, а также некоторым растениям. После рождения ребёнка проводились различные моления и обрядовые действия, которые должны были обеспечить новорождённому долгую, счастливую жизнь: выбор ребёнку имени, представление его членам родового коллектива, крещение. Отмечались и другие важные моменты в жизни детей: появление первого зуба, первые шаги ребёнка, первая стрижка волос и т.д. Для похоронных и поминальных обрядов мордвы характерно сочетание норм православия и дохристианских представлений о смерти и загробном существовании. Смерть представлялась переходом в иной мир, где люди трудились, заводили семью, веселились.

Судьба умершего, по представлениям мордвы, в загробном мире  зависела от выполнения над его телом необходимых обрядов. Неотъемлемой частью традиционной культуры мордвы были также обряды, связанные с её хозяйственной деятельностью. Основной их целью было достижение плодородия, оберега животных и людей от болезней и других неприятностей. Эти обряды приурочивались к определённым календарным срокам: зимнему и летнему солнцестоянию, началу или завершению каких-то полевых работ, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В эти сроки, как правило, устраивались моления языческим божествам или позднее христианским святым. Им приносились жертвы. Поклонялись также и духам предков, выступавшим подателями плодородия.

Во время празднеств было много игровых моментов: ряжение, пляски и песни.

В ритуальных трапезах применялись различные символы плодородия: зерно, хлеб, обилие мучных блюд (блинов, лепёшек, пирогов).

Использовались и другие элементы: растительность, сельскохозяйственные орудия труда, первые плоды, которые жертвовались языческим богам, а впоследствии - христианским святым.
Мордва полагала, что их божества могли быть как добрыми, так и злыми. Чтобы привлечь к себе их благоволение, им приносились жертвы. В связи с этим возникли различные религиозно-магические церемонии, обряды, семейные и общественные моления - "озксы" (от слова "ознома" - молиться). По мере их усложнения постепенно выделялись избранные люди, исполнявшие роль жрецов: "возатя" - у мокши, "озатя" - у эрзи.

Значительную роль отводила мордва умершим предкам. Они считались покровителями своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных бедствий: мора скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков содействовать им в этой беде. С ними "советовались" перед каждым важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что, разгневавшись, предки могли наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни.



Назад в раздел


Ваше имя:  
Ваш E-Mail:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Овации 
Восклицание  Идея  Смех 
Улыбка  Друзья  Kisss 
Так держать  Въедливый читатель  Застрелюсь 
Игрок  Помогите!  Гнев накипает 
Тормоз  Щас как позвоню!  Так писать нельзя 
А мне так весело!  Дикий восторг  Почта пришла! 
Давай дружить  Примите скромный знак признательности  Всегда готов! 
Где беда? Лечу на помощь!  Расскажи мне правду, ромашечка...  И всё хорошо! И жизнь хороша! 
Ай да я и молодец!  Сдаюсь!!!  До скорой встречи! 
Здорово 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Загрузить изображение для этого сообщения


Защита от автоматических сообщений:
Подтвердите, что вы не робот: 
Защита от автоматических сообщений






Календарь праздников











Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]