На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Праздники и обряды



Из календарных праздников води наибольшее число обрядов было приурочено к следующим датам:

Егорьев день – 23 апреля (6 мая) – В этот день происходил первый выгон скота. Сохранились сведения об обряде разжигания костров на краю деревни, в котором участвовала молодежь.

Иванов день – 24 июня (7 июля) – В канун этого дня повсеместно разжигали костры. Были широко распространены гадания девушек.

Ильин день – 20 июля (2 августа) – В этот день происходили совместные общинные трапезы – "братчины". К Ильину дню был приурочен ритуальный лов рыбы. Первую рыбу жарили и бросали обратно в реку, всю остальную подавали к общему столу.

Ежегодно, начиная с 2000 года, в июле, в деревне Лужицы проходит водский праздник "Лужицкая складчина". Его часто называют "праздником деревни", т.к. новая традиция связывает его с первым письменным упоминанием деревни Лужицы в Переписных оброчных книгах 1500 года. В программе праздника рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе её жителей; выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. Одним из самых ярких эпизодов праздника является " хождение чудами". Девиз праздника: "Нас мало, но мы есть!"

Обрядность жизненного цикла

Родильная обрядность

Родильная обрядность води мало исследована. После родов к роженице обязательно приходили замужние женщины деревни, приносили  деньги и угощение.

Свадебная обрядность

 Из семейных обрядов води  наиболее интересна свадьба, которая вплоть до начала XX века сохраняла архаичную символику брака-союза двух родов и ритуалы ухода невесты из дома отца и принятия её в «род» мужа.  Для води был характерен достаточно свободный выбор брачного партнера самими молодыми людьми. Сватовство делилось на два этапа – собственно сватовство и табаки ("табакад"), когда в дом невесты приезжали жених, его родители и сват и привозили с собой табак, пироги ("чиима-пиирага"). Ритуальное курение табака всеми участниками церемонии было знаком закрепления договора.

Собственно свадьба в прошлом была двухконечной (двухходовой): после венчания жених и невеста разъезжались по своим домам, где праздновали каждый со своими гостями. Жених ехал за невестой только на следующий день. В XIX веке эта традиция постепенно исчезла. Теперь после венчания вся процессия отправлялась в дом жениха. Непременным элементом свадебного стола были караваи курсси (в ходе свадьбы их не ели).

Обязательным элементом обрядности второго дня свадьбы был выход молодой за водой к колодцу, который сопровождалось пением и музыкой. Во время выхода за водой всем гостям демонстрировали подарки, приготовленные невестой для родни жениха.

По сведениям XVIII века в ходе свадебной церемонии невесте брили, а позднее коротко обрезали волосы, что символизировало ее переход в категорию замужних женщин. К концу XIX века этот обычай ушёл в прошлое.

Спаньё в сарае

Девушки с парнями ходят спать в сарай. Спали парами и спали артелью.
Потом парень спросит у девушки: " Пойдёшь за меня замуж, тогда я отправлю сватов?". Девушка говорит, что: " Пойду". Тогда парень говорит: "Я отправлю сватов сегодня или завтра". Они идут утром из сарая прочь; девушка - в свой дом, парень тоже в свой дом".

Парень объявляет родителям о своём желании жениться

Девушка дома не говорит ничего, что её обещали прийти сватать. А парень идёт домой, говорит своим матери или отцу: " Тата и мама, я хочу жениться". Потом парень слушает, что скажут отец с матерью. Тогда мать скажет: " Возьми, как хочешь, тебе надо с ней жить, а не нам. Если тебе хорошо, так и нам будет хорошо. Однажды надо сделать такой шаг. Иди, спроси у дяди или крёстного, который из них хочет идти сватать. Пускай идёт с богом!"

Парень просит дядю или крёстного сходить за молодкой

Парень идёт к дяде с волнением.  Парень говорит: "Хочу жениться!" - " Кого ты хочешь взять?" - " Потом узнаешь, когда пойдут сватать".

И побежал парень к крёстному. " Крёстный, я пришёл к тебе с небольшой просьбой". - " За каким таким делом ты пришёл, крестник?" - " Я хочу тебя просить, крёстный, не сходишь ли мне сегодня вечером за невестой?"

Парень пошёл домой. Крёстный пошёл к невесте.

Крёстный отец парня идёт к невесте

Пошёл в комнату. Задел ногой за ухватки и вытащил их на пол. Сказал: "Здоровья вам!" Затем сел на скамейку: " Я слышал, что у тебя есть яблоня на продажу. Мы хотим купить и посадить в своём саду". Максим говорит: "У нас и в деревне-то нет яблонь"! - "У вас есть, чего нам недостаёт". И Максим сообразил, что пришли за его дочкой. Крёстный спрашивает у девушки: " Будешь ты выходить замуж?" Девушка говорит: "Один раз выходить замуж нужно". Тогда опять крёстный спрашивает: "Можно ли завтра тогда прийти? - Девушка отвечает: " Приходите". Крёстный идёт, парню говорит: " Звали завтра обратно".

Парень вместе с крёстным отцом сватают

Вечером парень идёт с крёстным второй раз. Отец опять спрашивает у девушки: " Хочешь ты идти к ним?" - " Ведь я вчера тебе говорила, что один раз надо идти замуж". "Ну, пойдешь, так иди. Силком мне тебя не удержать". Тогда жениха крёстный говорит: "Теперь принесут вина, покрестятся богу и дадут платок".

Невеста будет давать платок

Крёстный идёт принести вина из кабака. Девушка идёт звать своих родственников: дядь, тёть, крестного и крёстную, и некоторых соседей: " Приходите пить вина, я стану давать платок". Соседи говорят: "Вот как, ты, правда, замуж идёшь?" Девушка опять в ответ: "Ведь раз надо идти". Соседи говорят: " Придём ". Пришли все родственникиНевеста идёт, берёт из кирсту платок, даёт отцу или матери в руки. Поворачиваются в сторону иконы, зажигают свечи и лампадку и крестятся богу. Потом дают мать и отец девушки жениху платок. А парень даёт матери невесты рубль денег. Девушкина мать, как даст парню платок, парень вытрет девушкиной матери рот платком, затем свой и потом поцелуются. < Отец девушки сажает за стол свата и свою родню. Сват сидит в божьем углу за столом, жених сидит напротив, рядом с дверью. Девушка в другой комнате с другими девушками.
Сват наливает вина, даёт отцу девушки говорит: "Выпей, теперь будем нового рода". Отец девушки берёт левой рукой стакан, перекладывает в правую руку и повернётся в сторону Божьего угла, перекрестится и скажет: "Ну, теперь да поможет Бог, дай Бог счастья и умения друг друга слышать и любить. Потом называет свата "родственником", а жениха "зятем": " Здорово пить, родственник и зять". Потом сват нальёт матери.

Потом даст сват жениху стакан вина. Жених возьмёт в руку, пьёт и идёт прочь; домой, если дом близко, а если далеко, то здесь, в коридоре или в другой комнате сидит.
Как жених возьмёт стакан в руки, тогда девушки возьмут печные заслонки в руки, идут жениху под нос, бьют по заслонкам палками и начинают петь. Из комнаты идут с песнями на улицу, стучат палками по заслонкам и идут по деревне с песнями, всё только бьют заслонками. Сват раздаёт вино родственникам невесты, потом деревенским мужикам и всем, кто придёт смотреть.

Потом придут девушки обратно в комнату с песен. Спросят у свата: "А нам бутыль вина!" Сват даст им бутыль вина. Девушки возьмут вдвоём и отнесут в другую комнату, дадут невесте в руки. Молодая возьмёт эту бутыль с вином, возьмёт рюмку в руки и станет раздавать девушкам. Прежде себе возьмёт первую рюмку, потом и другим по очереди.

Потом принесут девушки пустую бутыль, завязанную поясом за горлышко и дают свату через стол и скажут: "Вперёд не забывайте нас!"

Затем начнут гнать свата из комнаты: "Идите прочь! Идите прочь! Невеста хочет плакать в голос, да вас стесняется". Сваты говорят: "Идём, идём. Слава Богу, наконец, достали невесту, теперь мы пойдём с хорошим настроением прочь". И пойдут из комнаты.

Похоронная обрядность

В похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое время обычными были захоронения в святых рощах. Могилы могли обкладывать камнями. Останки сородичей, кремированных на стороне, водь помещала в специальные оградки из булыжников. Захоронения в один курган совершались иногда в течение многих десятков лет. Заметное влияние русской культуры отражается на погребальном водском обряде, который служит важнейшим идентификатором. В XIII веке обряд трупосожжения в каменных оградках сменяется трупоположение в грунтовых ямах, хотя оба типа захоронений какое-то время сосуществуют.

Источники:

  1.  www.etno.clow.ru
  2. www.kolpino-sity.ru


Назад в раздел





Версия для слабовидящих

Финноугровидение

Онлайн-игра


Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2019
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru