На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация

Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова
"Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации"













Календарь

Песни и танцы



Коми народные танцы синкретичны. В них переплетаются слова, музыка, движения. Сюжеты танцев отражают картины из жизни народа. Особая роль в создании неповторимых пластических мотивов принадлежит национальному костюму.

В быту танцы тесно связаны с годовым крестьянским циклом, часто приурочены к определённым обрядам, празднествам, ритуалам. В зависимости от времени года выбирается место для игрищ, танцевальных гулянок, вечеринок. В избах, как правило, исполняются сольные танцы с небольшим количеством участвующих, на открытом воздухе те же танцы становятся массовыми. Часто хореографический рисунок диктуется рельефом той местности, на которой он исполняется.

Связь танца с трудовыми процессами, в частности с сенокосом, проявилась в летних луговых плясках. Ни землепашество, ни лесозаготовка, ни охота и рыболовство не нашли своего отражения в содержании народных танцев. Подавляющее большинство сюжетов посвящено лирико-любовной и семейно-бытовой тематике, что обусловлено их тесной связью с народными песнями. Эта связь не во всех танцах одинакова. В одних из них текст песни, её ритм, мелодия полностью определяют содержание, форму и характер танца, но нередко текст песен случаен, и танец развивается самостоятельно, по своим законам, опираясь на музыкальный ритм песни.

Танцы четко делятся на исполняемые старшим поколением и молодежью. Открытое проявление чувств, симпатий друг к другу в молодёжных танцах не принято, здесь старательно скрываются истинные привязанности. Поэтому в танце появляется подтекст, второй план, что придаёт ему особую привлекательность и смысл.

Часто женщина не имеет права войти в танец без приглашения партнера, поэтому существует множество вариантов приглашений на танец, поклонов, наборных фигур. Преобладают парные танцы или танцы в тройках, когда один юноша танцует с двумя девушками. Множество женских хороводных танцев, в которых мужчина может участвовать лишь в качестве солиста. Чисто мужские пляски крайне редки.

                                                   «Доли-шели»

«Доли-шели» - игровой хоровод весенне-летнего цикла, в котором разыгрывается сюжет коми народной песни «Паськыд гажа улича». Перед началом хоровода танцующие делятся на пары. Каждая пара в дальнейшем станет солирующей, и хоровод будет играться столько раз, сколько пар образовалось на гулянии. Не имеющие пар, но желающие принять участие в танце-игре, могут становиться в круг без пары. Кругов в хороводе два: внешний «Круг-улича (улица)» (стоят только юноши лицом к девушкам ) и внутренний «Круг-горт(дом)» (стоят только девушки спиной к центру). Солистка-девушка изображает роль невесты, входит в круг внутренний. Пространство между двумя кругами выполняет роль «улицы», на которую юноша-солист будет вызывать свою «невесту». «Круг-горт» двигается по часовой стрелке, а «Круг-улича» - ему навстречу. С каждым новым куплетом направление движения кругов меняется.

Во время первого куплета оба круга приходят в движение. Солистка прохаживается внутри «круга-горта». Во время второго куплета круги меняют направление движения. Солистка продолжает гулять в доме. В продолжение третьего куплета круги меняют направление движения. От круга парней отделяется один юноша и начинает ходить вокруг «дома», высматривая девушку. В течение четвёртого куплета юноша стремится проникнуть в «дом», но путь ему преграждают девушки. Юноша должен найти способ преодолеть сопротивление и проникнуть в «дом»: задобрить одну из девушек подарком, остроумно пошутить или обмануть, но не применять силу. Пятый куплет знаменует проникновение юноши в «дом», юноша кланяется девушке и предлагает ей руку. Она подаёт ему руку с ответным поклоном. Парой они прогуливаются внутри круга.

Весь шестой куплет парень стремится увлечь девушку «на улицу», но она жалуется ему на то, что родители строго следят за ней и не выпускают из дома. На это время круги останавливаются, хороводницы разъединяют руки, давая возможность «жениху» и «невесте» пройти на «улицу». Седьмой куплет знаменует поцелуй «жениха» и «невесты». На восьмом - она возвращается в круг девушек, а он становится в круг парней.

Затем хоровод начинается сначала. Роль «жениха» и «невесты» будет исполнять другая пара солистов.



Назад в раздел

Комментировать





Календарь праздников
28
марта
2024


Фотоальбом





Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.



Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: [email protected]