$APPLICATION->ShowPanel();

Национальный костюм

Здравствуйте! - Хоу!



Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. В эпических сказаниях существует универсальная формула: «Ваша одежда от нас», чем энцы подчёркивали своё родство с нганасанами. Генетически она восходит к распашной одежде с вшитым нагрудником.

Традиционный комплекс одежды энцев отличается по двум этнотерриториальным группам. У лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда. Так, в 1926 году энецко-нганасанский тип носили 55%, ненецкий 30%, долганский 15%, в 1948 году ненецкую одежду использовали уже 71% мужчин и 68% женщин, энецкую 19% мужчин и 21% женщин, а в 1962 году последняя практически вышла из употребления.

В то же время, собственно ненецкий костюм у энцев частично трансформирован в связи с этнической традицией. Более традиционным является комплекс одежды тундровых энцев, у которых он сосуществует с ненецким.

Характерной особенностью костюма энцев было отсутствие наружных поясов, цилиндрическая обувь без подъёма, аналогий которой у других народов Севера нет. Особенностью бытования энецкого костюма было использование в качестве летней одежды старой зимней, а также особое отношение к некоторым деталям женской одежды (обувь, натазники), регулируемое представлениями о «сакральной нечистоте» женщины.

Зимняя мужская одежда представлена двойной глухой паркой с капюшоном, меховыми штанами, высокой обувью из оленьих камусов и меховыми чулками. Верхнюю парку пазо пагга с капюшоном,  длиной до колен шили из летних оленьих шкур или пыжиков, преимущественно белого цвета, мехом наружу. Нижняя парка дёду, сшитая мехом внутрь, значительно длиннее верхней. По подолу двойной парки шла опушка из белого собачьего меха. Рукавицы оби из камуса наглухо пришивались к рукавам парки. Зимние штаны таруо шили мехом внутрь, и по покрою они не отличались от ненецких; носили нижние ровдужные рубахи, подобные ненецким.

При поездках в тундру зимой вместо верхней парки надевали сокуй, сокоте с султаном на капюшоне: к лобной части капюшона сокуя пришивали рог нока из оленьей шкуры или хвоста оленя, набитый оленьей шерстью и жилами. Это является внешним знаком отличия энца и нганасана от ненца. Из бытовых рассказов энцев следует характерная ситуация — энец-охотник увидел в тундре на сопке трёх человек: «Что такое? У них головы круглые, а у меня голова острая». При встрече один из ненцев говорит: «У! Манто пришёл, на голове у него шишка».

Летней верхней одеждой мужчинам служила нижняя парка дёду. Её носили обычно с накидкой из выношенного сокуя со снятой шерстью. Летом носили ровдужные штаны.

Зимняя мужская обувь бакари шилась из белых камусов, в отличие от ненецких не имела подъёма. Меховые чулки шились мехом внутрь. Летнюю мужскую обувь из ровдуги този носили без чулок.

Женская одежда, также двойная, обёрнутого типа, распашная, тоже носилась без наружного пояса. Особенностью женского костюма энцев был нательный комбинезон без рукавов, более короткая обувь, которая заправлялась под штанины комбинезона, капорообразные шапки.

 По крою женская парка от мужской не отличалась, но была распашной и без капюшона. Верхнюю и нижнюю парки сшивали вместе по вороту, опушку делали из тёмного или белого собачьего меха. Под парку надевали пыжиковый комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с вырезами на груди и спине. Спереди его украшали медными серповидными пластинками, а с боков на бёдрах – медными трубками, кольцами, цепочками и т.д. К комбинезону пришивали игольник, мешочек для огнива и др. Летом женщины носили нижнюю парку на голое тело.

Женская зимняя шапка из белых пыжиков тэн по форме напоминала капор и была двухслойной: нижняя мехом внутрь и верхняя мехом наружу; обе шились из белого меха пыжей (оленят), опушались тёмным собачьим мехом.

Внутрь зимней обуви бакари надевали чулки мотуза. Женские бакари были короче мужских, с боков украшались вшитыми полосками тёмного меха.  

В элементах отделки одежды используется собачий мех, крашеная кожа.

 У энцев и нганасан бытовала особая танцевальная (погребальная) одежда, которая использовалась в переходных обрядах и изготавливалась впервые в возрасте 7 лет, а затем в течение жизни несколько раз перешивалась.

Сейчас традиционная энецкая одежда сохранилась лишь у немногочисленной группы энцев, живущих среди нганасан на Таймыре.

Источник:
1. Васильев В.И. Ненцы и энцы // Этническая история народов Севера. - М., 1982.
2. http://etno.clow.ru/information/420.html
3. http://www.ethnos.nw.ru



Назад в раздел

Комментировать




© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru