$APPLICATION->ShowPanel();

Праздники и обряды

Bures! Dearvva! - Здравствуйте!



Саамы - народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой.

У саамов долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням-сейдам.

У лопарей очень разнообразно было идолопоклонство. Для изображения бога-громовника употреблялось дерево, поэтому идолу дали название деревянный бог муора юбмел: брали берёзу, из ствола делали туловище, из корней голову, в правую руку клали молоток, в голову вбивали железный гвоздь или кусок кремня. Другой бог, Сторьюнкаре, назывался иначе каменный бог Киед-юбмел. Он имел либо вид птицы, либо вид человека или какого-нибудь животного. Камни сейды ставились в память о предках. Они были рассеяны в разных местах, так как лопари не хоронили своих покойников ни в курганах, ни в долменах. Около сейдов происходили жертвоприношения усопшим. Можно предположить, что лопари останавливались при своих перекочёвках на местах, где были похоронены их предки. Обмазывание сейдов жиром служило символическим кормлением предков. Сами лопари ныне в этих камнях видят окаменевших волшебников: колдун, не соблюдавший некоторых условий шаманского ритуала, превращался в камень. Если сейд в чём-либо оказывался виноватым, его били или топором отрубали от него кусок, чтобы причинить ему боль. Самое место, где стоял сейд, считалось святым. Его обносили оградой, и никто не входил за пределы её без жертвенной цели. Женщины к нему не допускались.

 Кроме камней-сейдов были в Лапландии еще деревянные сейды, состоявшие: а) из деревьев, корни которых изображали голову, b) из кольев, вбитых в землю. Капища сохранялись у лопарей до недавнего времени. Вера в заклинания luvut жива до сих пор; ими вылечиваются от болезней, обеспечивается удача в любви, хороший урожай, удача в скотоводстве, рыбной ловле и охоте. Среди массы суеверий попадаются и пригодные народные средства, например, ныне принятый массаж. Чем ближе к северу живут колдуны, тем более солидной они пользуются репутацией. Если где-нибудь закружится вихрь, то стоит только бросить чем-нибудь стальным, тотчас покажется лопарка, поднявшая своей метлою этот вихрь.

У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень). Приверженцы шаманизма среди саамов встречались ещё в ХХ веке. Центральное место в древней культуре саамов занимал также шаманский барабан. Его можно было встретить почти в каждом доме. Барабан, которому приписывались магические свойства, был главным предметом исполнения религиозного культа. С помощью него узнавали, что делается в мире, излечивали болезни, предсказывали судьбу и испрашивали Бога о жертвоприношениях. Барабан наследовался от отца к сыну и был настолько священным предметом, что женщинам запрещалось даже касаться его.

Языческие обряды тесно взаимосвязаны с христианскими. Так, в Финляндии лопари чтили Рота, властелина ада, и чествовали этого бога в вечер под Рождество. Не было такой бедной хижины, в которой не зажигали бы свечу в ночь Рождества Христова. Пол в избе устилался соломой; воробьи и домашний скот получали обильный корм.

Обряды семейного цикла имеют несколько особенностей. Разделы семей были обычным явлением. Сын после женитьбы отделялся от отца и заводил своё хозяйство. Однако нередко, прежде чем отделиться, молодой муж должен был определённое время (иногда до года) отработать у тестя. В том случае, если у родителей был только один сын, он оставался вместе с ними до их смерти. Свадьбы устраивались обычно зимой, после Крещения, когда всё население было свободно от работы на промыслах.

Источники:

1. www.etno.clow.ru/information/310.html
2. www.kauppatie.com/01-2004/11-01.htm



Назад в раздел



© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru