На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Национальный костюм

Bures! Dearvva! - Здравствуйте!


Еще фото


 

В ХVII-ХVIII веках основным материалом для изготовления одежды служили шкуры морских животных и оленей, а для отделки использовались цветная замша (ровдуга) и крашеное сукно, шкурки пушных зверей (чаще лисьи, заячьи и бобровые шкурки). В ХIХ - начале ХХ веков саамы использовали покупные ткани (ситец, холст, сукно), а также овечью шерсть (для вязания или плетения носков, варежек, поясов).

В ХIХ веке у саамов сохранялась глухая наплечная одежда, одинаковая для мужчин и женщин. Традиционная мужская и женская летняя одежда саамов - юпа (куфт) - представлена прямой суконной или холщовой рубахой. Её шили из цельного отреза ткани, сложенного пополам. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи. Традиционный женский костюм - рубаха, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник.

Зимней верхней одеждой служил у скандинавских саамов - пэск, или мудд, у кольских саамов – печок. Зимняя одежда печок длиной ниже колен изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур мехом наружу. К подолу он расширялся. Рукава имели трапециевидные клинья, а плечевая часть сшивалась из горизонтальных полос меха. Обшлага рукавов и воротник отделывались цветным сукном. Стоячий воротник стягивался ремешками. Завязки воротника украшались кистями. У женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами. Печок иногда надевали на юпу. Одежду подпоясывали поясом, образуя напуск. У мужчин пояс тасма был кожаным, с нашитыми медными бляхами. На поясе закреплялись нож в кожаных ножнах, принадлежности для разведения огня, кошелёк для денег, медные колечки и амулеты, а у женщин — швейные принадлежности. Женские пояса плелись из крашеной шерсти. Имеются упоминания о более древней саамской одежде торк (торка), одевавшейся под печок. Шилась торка из оленьих шкур мехом внутрь.

Разнообразны головные уборы саамов. Мужчины носили суконные шапки каппер на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть головного убора (околыш) отличалась по окраске и форме от верхней (тульи). Традиционно использовались красный, синий и чёрный цвета. Если околыш был цилиндрическим, то тулья представляла усечённую четырёхгранную пирамиду основанием вверх. К околышу пришивались наушники с тесёмками, которые завязывались под подбородком. Иногда нижняя часть с наушниками делалась из лисьего меха. Орнаментировался каппер цветным сукном, бисером, жемчугом.

Другим мужским головным убором являлся островерхий, вязанный из овечьей шерсти колпак, иногда с завершением в виде помпона.
Зимние шапки женщин были аналогичны мужским, лишь тулья имела форму круга. Шапки украшались бисером, цветным сукном.

В летний период надевалась шлемовидная шапочка с высоким гребнем или шамшура (самшура,) близкая по форме к русскому кокошнику. Она имела цилиндрический каркас и полукруглый выступ вверху. Девичьим головным убором служила перевязка в виде полого цилиндра.. Сверху женщины и девушки нередко повязывали сложенный треугольником платок, концы которого подвязывали на подбородке или, скрестив на груди, на пояснице.

Обувь саамы изготавливали из камусов (шкур с ног оленя) или обработанной оленьей кожи. Некоторые виды обуви изготовлялись из нерпичьих или тюленьих шкур. Она была одинаковой для мужчин и женщин. Она могла быть высокой, с доходящими до паха голенищами или низкой, чуть выше щиколотки. Отличительной чертой саамской обуви являлись загнутые вверх носки. Зимние высокие сапоги  яры, украшавшиеся цветным сукном, надевали для передвижения по тундре, а похожие на яры, но низкие каньги - в поселениях. Стельки заменяли пучки сухой травы. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.

Рукавицы шились из оленьих шкур мехом наружу или вязались из крашеной шерстяной пряжи.

В конце ХIХ века традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: русских, коми и ненцев. У русского населения были восприняты кафтан кяхтан, сарафан кохт, передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Это привело к полной замене саамами одежды печка и обуви яров глухой ижемской малицей с капюшоном малиц из оленьих шкур мехом внутрь и обувью - пимами из камусов мехом наружу, тоборками, меховыми чулками-липтами. В настоящее время такая одежда сохраняет своё значение в основном как промысловая.

В настоящее время в посёлках население носит покупную одежду фабричного производства. Большой популярностью пользуется обувь из оленьих шкур.

Сундукова В. Роль и значение традиционного пояса в саамской культуре

Сундукова В. Семантика треугольных суконных подвесок в костюме кольских саамов

Источники:

1. www.etno.clow.ru/information/310.html
2. www.ru.wikipedia.



Назад в раздел






Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2019
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru