На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Песни и танцы

Здравствуйте! – Д8р8б8!



Музыка сохранилась в наиболее древних формах фольклорного музицирования и генетически родственна музыке ненцев, энцев и селькупов. Её жанровая система представлена песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными традициями.

Песенная традиция основана на принципе персонального сочинительства напевов, нередко импровизации. Практически у каждого певца имеется несколько личных мелодий-песен балов. Детские песни н`уона балы создаются родителями для детей, которые по мере взросления разучивают их и поют как собственные именные песни. Колыбельные песни л`андырсипса балы являются семейной традицией и передаются по женской линии, как и песни-баюкания н`уо л`антеры.

У взрослых популярны лирические иносказательные песни кэйнэйрся ~ кайнаруе. Традицию поэтико-певческого состязания-диалога представляют сказания сита би, которые поются на персональные мелодии главных героев и являются своего рода исторической энциклопедией нганасанских напевов. Круговые танцы сопровождаются горлохрипением на вдохе и на выдохе нарка кунты. В целом звукоподражания голосам зверей и птиц занимают важное место и включены в музыкальную ткань эпических и лирических напевов, шаманского обряда.

Мелодии шаманских песен нада балы, по представлениям нганасан, принадлежат различным духам д`амада и чередуются в процессе многочасового камлания: шаман запевает, а один или несколько помощников ему подпевают. У каждого шамана имеются ритуальные песни, соответствующие различным этапам обряда: набатачио балы - созывание духов, хоситапса балы - гадание, нантами балы - обращение-просьба к духам.

Шаманские обряды звучат под аккомпанемент бубна хендир или посоха с колокольчиком чире. Иногда пение шамана сопровождают удары палочкой с позвонками хета`а, которую обычно используют для ударов по бубну, но иногда и в качестве самостоятельной погремушки. Большинство подвесок-погремушек на костюме и других атрибутах шамана изображают духов койка и имеют соответствующую форму: н`уоны - гагары, кокэры - журавля, денкуйка - лебедя, чедо - луны.

Истинным хранителем  нганасанского искусства являлась фольклорная группа, основателем которой был Дюлсымяку Костеркин – последний нганасанский шаман, сын Демниме и внук знаменитого нганасанского шамана Дюходе. В настоящее время в поселке Волочанка действует фольклорная группа «Хенсу», в Дудинке - этно-фольклорная группа.

Источники:
1. Нганасаны / Под ред. Л.В Хомич. - СПб., 2000.
2. Нганасаны. Социальное устройство и верования. - Л., 1984.
3. Жовницкая С. Н. Народ «ня» - «настоящие люди» // Финноугория. Этнический комфорт. Выпуск 1 (6). 2009.  
4. http://russia.rin.ru/guides/4683.html



Назад в раздел







Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2019
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru