На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Занятия и промыслы

Здравствуйте! – Д8р8б8!



До недавнего времени нганасаны сохраняли традиции древнего хозяйственно-культурного типа охотников за дикими оленями. Этот тип базировался на сезонном промысле дикого оленя, рыболовстве и охоте на птиц. Его отличали полуоседлый образ жизни, мобильное и стационарное жилище, специфический для нганасан комплекс одежды.

В течение XIX века нганасаны освоили специализированное крупностадное оленеводство и связанную с ним систему жизнеобеспечения. В их культуре получили распространение кочевой образ жизни, самодийский транспорт, одежда и т.п. В то же время в культуре нганасан сохранились многочисленные пережитки древней дооленеводческой традиции, что и определило их этническую специфику.

Со второй половины Х1Х века стало развиваться домашнее оленеводство.

Существовал особый тип оленя – нганасанский. Это был низкорослый, но выносливый в суровых условиях тундры олень. Эти олени быстро поправлялись от истощения. Нганасанские олени, по сравнению с долганскими, были более дикими.

Олень был всем для нганасан: основным транспортным средством, из шкур оленя шили теплую и красивую одежду, а мясо употребляли в пищу.

Очень жаль, что не удалось сохранить эту породу домашнего оленя. К началу 1980 года домашнее оленеводство авамских нганасан прекратило свое существование.

Главные традиционные занятия нганасан - охота, оленеводство, рыболовство.

Хозяйственная деятельность нганасан носила сезонный характер. Счёт времени по нганасанскому календарю вёлся по лунным месяцам китеда. В течение солнечного года проходило два года ху - летний и зимний.

Основная охота приходилась на летне-осенний период (с июля по ноябрь). Издревле основным занятием нганасан была охота на диких северных оленей, водоплавающую дичь и пушного зверя. Нганасаны бережно относились к природе. Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу), запрещавшим убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей.

Вплоть до Х1Х века диких оленей добывали поколками на маршрутах кочевания и у переправ. В августе-ноябре охотники подстерегали дикое стадо оленей, окружали и, сужая кольцо облавы, расстреливали из лука. Устраивали также изгороди между двумя параллельно текущими реками и в воротах изгородей настораживали луки-самострелы или ставили петли из скрученных жил.

На переправе давали им войти в воду, заплыть достаточно далеко от берега и кололи копьями между рёбер, чтобы они ещё некоторое время могли проплыть и приблизиться к берегу. Другие охотники находились внизу по течению реки и подбирали убитых животных. Зимой оленя криками загоняли в сети, а также в загороди - сходящиеся ряды кольев.

После облавы или поколки мясо убитых диких оленей складывали на лабазы или прятали в ямах, прикрытых шкурами и камнями, тут же, на месте охоты. Около этих складов древние охотники сразу же строили жилища и затем зимой, когда охота прекращалась, переходили от одного склада к другому, живя в заранее построенных жилищах.

Существовала и индивидуальная охота - с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитком (лофо), из укрытия, с нарт и т. д.

Гусей добывали во время линьки: на лодках окружали птиц и гнали их к берегу, где были установлены сети (депту бугур). На уток и куропаток тоже расставляли сети. На песцов настораживали каменные пасти (фала денгуй), зайцев ловили петлями.

Основным оружием были копьё (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с XIX века широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир).

Оленеводство носило транспортный характер и было подчинено основному занятию - охоте на дикого оленя. Приучать животных к езде начинали на третьем году жизни. Для перекочёвок за стадом дикарей каждой семье требовалось не менее 40-50 голов домашних оленей.

Забой домашних оленей допускался лишь в исключительных случаях - при голоде, травмах или болезнях животного.

Для обработки оленьих шкур употребляются четыре вида скребков (три железных и один костяной неолитического типа).

Скребок первого типа (mara)  - длинное железное лезвие, вставленное в вырез прямой деревянной рукоятки. Второй тип (baka) представляет собой узкий клинок, концы которого загнуты в противоположные стороны. Скребок этот вставляется в середину горизонтальной рукояти и в отличие от всех других имеет два лезвия. Когда одно лезвие затупится, рукоятку поворачивают и начинают работать другим лезвием. Такой скребок встречается иногда у якутов и долган, у которых он носит название "самоедского". Третий тип скребка (muorutsa) - полукруглая железная пластина, насаженная на вертикальную рукоятку. Четвертый (bieda) состоит из ножной кости оленя, срезанной с одной стороны. Кроме описанных скребков, необходимой принадлежностью при обработке шкур является длинная, узкая, несколько вогнутая доска.

Оленья шкура обрабатывается у нганасанов следующим образом. Сначала она расстилается на земле и сушится на солнце; зимой шкуру высушивают в чуме, подложив ее между шестами. Шкуры телят подвешиваютя весной на палках у нарт. "Оленьи лбы" (tuoja) и камусы сушат, прикрепляя их к плоским предметам - донцам корытцев, к столешнице и т.п.

Когда шкуры (kufu) обрабатываются с шерстью, пленку мездры снимают с сухой шкуры скребком первого типа. При этом женщина садится, вытянув ноги, и кладет доску со шкурой таким образом, чтобы нижний конец ее упирался в ступни, а верхний - в живот; затем, водя скребком от себя, она начинает соскабливать от себя пленку мездры.

Вслед за этим шкуру со стороны мездры смазывают при помощи клубка шерсти жидкой кашицей из разжеванной вареной печени оленя. Наконец, шкуру сворачивают и кладут, примерно, на полдня, после чего скребком третьего типа соскабливают с нее печень следующим образом: женщина спускается на колени, придавливает ногой один конец шкуры и, натягивая левой рукой ее противоположный конец, соскабливает с нее засохшую печень правой рукой.
После этого шкура подвешивается внутри чума, где она подвергается воздействию дыма, а затем разминается руками.

Источники:
1. http://suomela2.narod.ru/ngan/ngan-hideprep.htm
2. http://russia.rin.ru/guides/4683.html 
3. Вехи древних путей. Исторические предания нганасан. Сост. К. И. Лабанаускас.- «Изд-во «Дрофа» Санкт-Петербург», 2002.
4. Жовницкая С. Н. Народ «ня» - «настоящие люди» // Финноугория. Этнический комфорт. Выпуск 1 (6). 2009.    
5. Нганасаны / Под ред. Л.В Хомич. - СПб., 2000.
6. Нганасаны. Материальная культура. - М.; Л., 1984.
7. Нганасаны. Социальное устройство и верования. - Л., 1984.


Назад в раздел







Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2019
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru