На главную страницу
Отправить сообщение
Карта сайта

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти  Регистрация













Календарь

Социальный институт

Салам лийже! - Здравствуйте!



В феодальную и капиталистическую эпохи среди марийского крестьянства существовали две формы семьи – большая семья и малая моногамная семья. В разные исторические периоды процентное соотношение их различное.

Большие крестьянские семьи классового общества нельзя рассматривать как наследие семейных общин эпохи патриархата. Для классового общества характерна малая моногамная семья. Большая семья в этом обществе, как правило, образовывалась путём разрастания малой. Увеличившись, большая семья выделяла из своего состава дочернюю большую семью, которая могла сохраняться длительное время, а затем распадаться на малые. Или та же численно большая семья могла постепенно уменьшаться за счёт отпочкования от неё малых семей.

Бытование больших семей в Марийском крае при феодализме обусловливалось как социально-экономическими условиями жизни крестьянства, когда легче было вести хозяйство большими коллективами, так и налоговой политикой царского правительства.

Марийские большие семьи представляли собой значительные по численности производственные коллективы, построенные на принципах родства по мужской линии. В состав большой семьи входило несколько брачных пар с детьми. Обычно такие семьи состояли из трёх-четырёх поколений близких родственников по нисходящей и боковым линиям. Во второй половине XIX века численность большой семьи у марийцев колебалась в среднем от 12 до 40 человек. По численности, составу и характеру внутрисемейных отношений большие семьи делились на два типа. К первому относились семьи, отличавшиеся сравнительно длительным периодом существования. В их состав, как правило, входили родственники различных степеней родства как по прямой, так и по боковым линиям: дяди, племянники, двоюродные, троюродные братья и т.д. В XIX столетии среди больших семей преобладали семьи второго типа, состоявшие из родителей и их женатых сынов и внуков, т.е. они представляли собой одну прямую ветвь родственников, выросшую из малой семьи. По численности состава семьи второго типа значительно уступали семьям первого.

Экономической базой функционирования большой семьи как единого коллектива являлось общее ведение хозяйства и коллективное потребление производимых продуктов. Семья сообща пользовалась полученной от общины надельной землей, имела в общей собственности скот, жилые и надворные постройки, сельскохозяйственный инвентарь, продовольственные запасы и т.п. Не все большие семьи находились в одинаковом имущественном положении.

Все трудоспособные взрослые обязаны были принимать участие в общем деле. Вся тяжелая физическая работа лежала на плечах мужчин, хотя женщины также не оставались без работы: они не обрабатывали землю, но помогали сушить сено, убирать хлеб с полей, молотить, веять и т.д.
Огород находился исключительно в ведении женщин, мужчины только готовили землю под посадку растений, а все остальные работы, включая и сбор урожая, выполнялись женщинами. За скотом, кроме лошадей, хаживали также они.

Большая семья целиком обслуживала сама себя, почти все необходимое в хозяйстве (предметы утвари, мебель, одежда и т.п.) производилось руками членов семьи. По окончании полевых работ марийские женщины принимались за изготовление одежды. Основным сырьем служила конопля (в некоторых местах, особенно на севере, и лен), а также шерсть.

Большая семья не всегда помещалась одном доме. Если состав ее был велик, то строился второй, а со временем, если необходимо, и третий на одной и той же усадьбе, в одном дворе. Все жилые помещения семьей использовались сообща, никакого обособления брачных пар с детьми в большой семье не происходило. Пищу варили в одном доме, и вся семья питалась из одного котла. Во главе большой семьи стоял обычно старший её член – мужчина, носивший название кугырак (большак).

Глава большой семьи, как старший и опытный человек, распоряжался всеми сельскохозяйственными работами в семье, заботился о её благополучии, представлял её на сельском сходе общины и нёс ответственность за все неудачи, которые претерпевала семья. В его ведении находилось всё имущество семьи, он им распоряжался, но без злоупотребления.

Перед смертью глава семьи редко назначал себе преемника. По обычному праву в семьях первого типа им становился один из старших трудоспособных мужчин, отличавшийся трудолюбием, сообразительностью и бережливостью. В семьях второго типа, если после смерти отца сыновья продолжали вести совместное хозяйство и большая семья не распадалась, во главе ее становился один из братьев, обычно старший, способный возглавить семью. Новый глава уже не имел той власти, какой обладал его отец. И подобная семья основывалась не на власти кого-либо из братьев, а на взаимном доверии и коллективизме в решении семейных вопросов.

Кроме главы, большую роль в семье играла старшая женщина кува (большуха). В её ведении находилась вся женская половина семьи. Она распоряжалась домашним хозяйством, и мужчины обыкновенно не вмешивались в её дела. Уход за скотом, огородные работы, заготовка продуктов на зиму, прядение, ткачество, шитьё считались женскими занятиями и распределялись хозяйкой дома между снохами и дочерьми. В одних больших семьях снохи топили печь и пекли хлеб по очереди, по неделям, в других - все домашние работы производились всеми снохами вместе. Кува оказывала большое влияние на внутреннюю жизнь семьи. Она улаживала семейные споры и неурядицы, выступала посредницей между главой семьи и иными членами, особенно снохами.

Помимо выполнения сельскохозяйственных и домашних работ, невестки в больших семьях обязаны были изготовлять одежду для мужа и детей. С этой целью для каждой замужней женщины выделялась засеянная коноплей или льном полоса, за которой она сама ухаживала и собирала урожай. Или же между снохами распределялась совместно вытеребленная конопля. Шерстью, как правило, невестки обеспечивались из общественных запасов. Из полученной доли конопли и шерсти мать готовила также приданое дочери. Девушки в семье пользовались особым положением. Они меньше работали, уделяя больше внимания изготовлению приданого, и считались временными членами в семье, так как с замужеством покидали родной дом. В капиталистический период, когда среди марийского крестьянства получили распространение кустарные и отхожие промыслы, на плечи женщины перекладывались и некоторые мужские работы, так как муж, уходя на заработки, надолго покидал свою семью. Если муж занимался дома кустарным промыслом, жена тоже вносила свою лепту в это производство. Были такие кустарные промыслы, как, например, рогожный, кулеткацкий, в которых принимала участие вся его семья.

Взаимоотношения супругов в малой семье, воспитание детей также диктовались сложившимися традициями и находились под неусыпным контролем общественного мнения. В малых семьях, где всегда не хватало рабочих рук, дети рано включались в трудовую жизнь семьи, выполняя зачастую непосильные нагрузки. Процесс трудового воспитания включал в себя и физическое воспитание. В народной педагогике все виды воспитания сливались воедино. Дети в своем поведении копировали старших, воспринимая жизненный опыт старшего поколения.

Источник:
Особенности родства в Марийском крае // Финно-угорская газета. №3. 28.02.2008



Назад в раздел






Фотоальбом




Rambler's Top100


Главная | Новости | ФУКЦ РФ | Сообщество
Сайт находится в стадии информационного наполнения.
Ваши замечания и пожелания Вы можете оставить здесь.




© Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова "ФУКЦ РФ", 2007-2019
При использовании материалов
ссылка на сайт www.finnougoria.ru обязательна.
В оформлении сайта использованы работы Павла Микушева.
Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73,
тел./факс (8212) 440-340,
e-mail: fucult@finnougoria.ru