$APPLICATION->ShowPanel();

Песни и танцы

Пася ōлэн! - Здравствуйте!



Музыкальный фольклор манси имеет богатую и разветвлённую жанровую систему, включающую группы обрядовых и необрядовых жанров: песни медвежьего праздника (священные, призывные, песни-представления, песни-истории богов), шаманские песни, поющиеся сказки.

Лирико-нарративные жанры имеют термин «песни судьбы», «личные песни». Они сочиняются людьми в любом возрасте, чаще в период взросления или во время предчувствия смерти. Песня определяет положение человека в обществе и служит ему своего рода визитной карточкой. Если песня содержит подробности личной жизни, то аудитория может ограничиваться. При каждом новом исполнении возможны некоторые изменения в тексте и мелодии, тем не менее, эти изменения происходят в определённых рамках, и песня остаётся узнаваемой.

Повествование ведётся от первого лица, а факт исполнения чужой песни оговаривается в инициальных или заключительных строках.

Характерными поэтическими приёмами при создании песен являются многочисленные повторы слов и словосочетаний, украшающие и определяющие эпитеты, уменьшительно-ласкательные формы слов, параллелизмы. Для исполнения личных песен характерна особая звукоподача (в том числе слабая фарингализация).

У так называемых «медвежьих песен» структура не меняется на протяжении 150 лет. В начале песни медведь живёт в лесу или в тундре, питается орехами, ягодами. Развязка следующего сюжета связана с нарушением установленных отношений медведь - человек. Когда Нуми Торум спускал медвежонка на землю, давал ряд наставлений, которых медведь не должен нарушать. Но медведь нарушает их, те есть разоряет лабазы у людей, травит оленей, проверяет ловушки у человека, и это ведёт его к погибели. Охотник его добывает и устраивает праздник. Когда везут медведя в селение, останавливаются по пути в именитых местах и кричат для «медведя», например: «Каким наименованием называемое место Торума озеро, Торума озеро». Дальше едут. Устойчивая формула, передающая езду на оленях: «Оленей цокота звук дальше идёт, оленей цокот дальше продолжается».

На пути речки могут называть устойчивой формулой: «Речка с расстояния полёта стрелы», так могут называть любые притоки Оби. Сама Обь имеет эпитет «Двадцатью оленями избеганная обильная Обь, двадцатью оленями избеганная рыбная Обь». При подходе к селению мужчины кричат, извещая об удачной охоте.

Назад в раздел



© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru