$APPLICATION->ShowPanel();

Ненцы

Нaни' торова! - Здравствуйте!

Происхождение этнонима

Ненец, ненэц или хасова (самоназвание - «человек»)

Места проживания

Ненцы - коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономной округе, в Архангельской области, в северных районах Республики Коми, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, в Тюменской области, а также в Таймырском округе Красноярского края.

Историческая справка

Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении I тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья. Там они ассимилировались с аборигенным населением - охотниками на дикого оленя и морскими зверобоями. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и ненецкие группы.

Статистические данные

По переписи 2002 года численность ненцев составила 41302 человека.

Религия

В религиозных представлениях господствовала вера в «духов» - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя - «Мать земли» - старуха и покровительница, рождающая и хранящая всё живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга, воплощённое мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов - хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения. На священных местах, которыми могли быть камни, утёсы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.

Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.

Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие.

Язык

Ненцы говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на два диалекта: тундровый, на котором говорит большинство ненцев, и лесной. Лесным диалектом владеет около 2 тысяч ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне. Распространен также русский язык.

Письменность

Письменность существует с 1932 года на основе латинской, а с 1937 года - на основе русской графики.

Краткий разговорник

Савва яля! - Добрый день!
Лакамбой'! - До свидания!
Савва сёнзя! - Всё хорошо!
Ань - Да.
Нидм- Нет.
?арка вада! - Спасибо!
Ненэця' вадавна лаханада''? - Вы говорите на ненецком языке?

Энциклопедия быта:

Национальный костюм

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда - глухая малица, гусь, сокуй.

Женская верхняя меховая одежда - паница, шуба распашная, ягушка. Нижняя женская одежда напоминала фартук из меха мехом внутрь, украшенный бисером, медными пуговицами и серебряными монетами. Женские головные уборы - капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Форма капора - это шкура, снятая с головы оленя с подчеркнутыми глазницами.

Обувь - кисы, бокари, пимы.

Кухня

Традиционная пища ненцев - оленье мясо (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготавливали сами.
Поселения и жилища
Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. В центре чума раньше разжигали костёр, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда.

При каждой перекочёвке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают в специальные сани.

Традиции

Занятия и промыслы

Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционные занятия - охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Передвигались на лёгких деревянных нартах. Для перевоза грузов использовали грузовые нарты. Выделка шкур оленей и пушных зверей, пошив одежды, сумок, покрышек чума - занятие женщин. Одежду и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и тёмного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.
Социальный институт
Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX века был патриархальный род (еркар). Мужчины составляли военную единицу. При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэси) - объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины к разным родам. В условиях родовой экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде.

Обычно вопрос о женитьбе решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданного. Свадебный обряд включал имитацию похищения невесты.

Фольклор:

Орнамент

Приметы

Песни и танцы

Декоративное творчество

Главным объектом художественного творчества была одежда.

Для создания меховой мозаики отделочным материалом является олений мех (комус, неблюй (шкурка осеннего телёнка), ровдуга, теменная часть, мех летнего забоя после линьки, пыжик (шкурка новорожденного телёнка) и др.). В качестве выразительных средств используются натуральные свойства меха: различные цветовые оттенки, фактура, плотность, длина и жёсткость ворса.

Широко используется геометрический орнамент. Мотивы берутся из окружающей среды и геометризируются: «заячьи уши», «оленьи рога», «сломанные оленьи рога», «рога лося», «телячьи рожки», «головёшки» и т.д.

Меховые сумки с мозаикой - особая область женского рукоделия. Различают два типа сумок для принадлежностей женского рукоделья. Мастерят также кисеты для табака.

Ненцы изготавливают художественные изделия из бересты, дерева, кости и металла. К кругу необходимых предметов в быту ненцев относятся: табакерки, пороховницы, рукоятки ножей, трубки для курения, огниво, пуговицы, пряжки для ремней, колотушки для выбивания снега, очки для защиты от солнца, детали для оленьей упряжи. Техника нанесения узора на поверхность предметов - инкрустация по дереву и кости металлом.

Ненцы славятся искусством деревянной (монументальной) скульптуры. Она представляла собой культовые антропоморфные фигуры высотой в 2,5 метра, устанавливавшиеся на открытых пространствах тундры. Характерные стилистические черты скульптур: обобщенность, схематизм и условность художественного языка, связь с блоком дерева.

Малая пластика - особая область ненецкого искусства, развившаяся на основе сакральной пластики и имеющая исключительно светский характер. Основной материал - дерево (осина, кедр, берёза). Темами и мотивами скульптур являются звери, птицы, олени. Присутствуют жанровые сцены: рабочие нефтепромысла, женщина занимается хозяйством, охотник идет с добычей, собачья нарта. Основные стилистические черты: лаконизм, внимание к фактуре, обобщенность.

Праздники и обряды

Ненцы ежегодно отмечают праздник оленевода. Торжество сопровождается состязаниями в ловкости, в езде на нартах, вкушением ритуальной еды.

Религиозная система ненцев состояла из пантеона различных духов. Одним из наиболее важных был дух неба Нум. Ежегодно весной и осенью ему приносили в жертву белого оленя.

Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.

Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума - три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде.

По поверьям, от Нума зависели погода и природные явления - снег, дождь, молния.

Более прочно сохранились культы духов-хозяев: я ерв - хозяин земли, ид ерв - хозяин воды, яха ерв - хозяин реки, то ерв - хозяин озера, пэдара ерв - хозяин леса и др. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве. Их расположения ненцы тоже добивались жертвоприношениями.

Как воспоминание о далеком прошлом на Ямале сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Перед началом рыбной ловли старший в группе обращался к духу с просьбой дать хороший промысел и обещал в уплату человеческую жизнь. Если во время лова в воду падал кто-либо, его не спасали, считая жертвой духу. Перед пересечением Оби, во время перекочёвок, хозяину реки приносили в жертву оленя, а его рога вешали на лиственницу, считавшуюся священным деревом. Во время промысла в море, если поднимались волны, в воду бросали ружьё, стараясь умилостивить хозяина моря.

Большим почтением пользовались духи Я ерв - хозяин земли и Я ерв не - хозяйка земли. Это добрые духи, они давали ягель, травы, кустарники. Под землей, считалось, жил дух Нга: дух болезней и смерти. Чтобы избежать несчастий, для Нга приносили в жертву собаку или оленя. Жертвенное животное душили, поставив головой на запад. Оюряд совершался на закате солнца. Во время болезни человека для Нга делали жертвоприношения, чтобы он «отпустил» больного. Голову забитого оленя надевали на шест и поворачивали мордой на запад. Под землёй обитали мелкие злые духи нгылеко - источники болезней человека. Их отпугивали звоном колокольчиков и металлических подвесок на одежде.

В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями - лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около поселка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растет, используют сухую лиственницу, привезенную с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов - сядэй, кладут рога жертвенных оленей.

Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов - покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте - у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.

Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» - покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды. Во время родов женщина держала «старуху чума» в руках, чтобы роды прошли легко.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились как о человеке. Нгытарма делали через 7-10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Его изготавливали из куска дерева либо без основы - только комплект меховой одежды. Этот обычай на Ямале существует и сегодня.

Мифы и предания

Для ненецкого фольклора характерна персонификация (олицетворение), когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако - словечко.

Легенда о женихах
Ненецкая легенда
(Литературная обработка Прокопия Явтысыя)

Давно это было, когда ещё Ветер с Луной на Савдейских сопках чай пили, а лебеди им воду в чайниках приносили. Жили в ту пору двое молодых ненцев. Одного люди звали Мерчяхад - Буранный Ветер. Второй имел имя Нерминдя - Вперёд Идущий. Полюбили они одну девушку, красавицу Аркату - Большой Очаг. Пришли к ней. Вот, говорят, выбирай в мужья кого-то из нас. Задумалась она: оба красивые, оба пригожие. Кого в мужья выбрать? И решила так - пусть состязание между ними покажет, кто сильнее и ловчее. Победитель войдёт в свой чум с молодой женой.

Стали женихи состязаться. Тынзеем1 оленей ловить. Это же самое главное для тундровика - оленя из стада выловить. Мерчяхад вроде посильнее, накинет тынзей на рогача, тот, как вкопанный, стоит. А если дёрнется, он его рывком на землю валит: Но Нерминдя половчее оказался. Когда Аркату из ружья в воздух выстрелила, заканчивая их состязание, то у него больше пойманных оленей оказалось.

Обозлился Мерчяхад. Бросил Тынзей - за сопку его закинул. И сказал сопернику:
- Попробуй-ка так же!

Три раза кидал свой тынзей Нерминдя - не смог его до тынзея Мерчяхада докинуть. Невеста на следующую осень состязание перенесла.

И вот год прошёл. Снова женихи спор ведут. Пойманных оленей посчитали - поровну. Мерчяхад свой тынзей к дальнему болоту закинул. И тынзей Нерминди рядом упал. Тогда Мерчяхад и говорит:
- Свяжите мне ноги:

Со связанными ногами в три прыжка через болотце перескочил. Крепкие ноги у Мерчяхада! Сопернику кричит:
- Теперь ты прыгай!

А Нерминдя знает, что у него так ловко не получится. Что же делать? Видит, что возле чума четыре нарты стоят. Стал через них туда-сюда прыгать. Сто раз прыгнул! А когда Мерчяхад начал прыгать, на сороковом прыжке промахнулся. Нарту разломал и сам захромал!.. опять никто не победил. Пришлось невесте новый срок назначать.

Новая осень пришла, женихов на состязание позвала. И опять они во всём равны. Оленей ловко ловят. Тынзей далеко бросают. Двумя ногами в три прыжка через нарты прыгают. Ни в чём друг другу не уступают. И тут над ними гусиная стая летит, от зимы улетает.
- Эй, Мерчяхад! - кричит Нерминдя. - попади топориком в гусиное крыло!
Кинул Мерчяхад топорик - и промахнулся. Сверкнул он недобрым глазом и говорит:
- Эй, Нерминдя! Если ты топориком достанешь с неба птицу, невеста твоей будет:
Сказал так - и проиграл. Не знал, что его соперник всё лето топорик бросать учился. Мерчяхад от злости в буранный ветер превратился. Всё по тундре летает, за обиду отомстить хочет. Всякого, кто впереди идёт, с ног сбить старается. Если в чум ворвётся, очаг без огня оставит. Но бессилен ветер перед человеком, для которого тундра - отчий край.

Вот какую легенду поведал старый тундровик. Выявились в ней глубинные истоки, питающие вешней силой скромные цветочки тундровой царь-ягоды морошки. Пять видов состязаний ненцев видятся мне пятью лепестками того цветка:

 

Источники:

  1. Ненецкий фольклор (мифы, сказки, исторические предания) / Сост. К.И. Лабанаускас. Вып. 5. - Красноярск, 1995.
  2. Фольклор ненцев / Сост. Е. Т. Пушкарева, Л. В. Хомич. - Новосибирск, 2001.
  3. www.narodru.ru
  4. www.nenets.ru
  5. www.russia.rin.ru


© Филиал ГРДНТ "ФУКЦ РФ", 2007-2024 www.finnougoria.ru